1 2
3 4
Системная
инфраструктура
Глава 2

Точки
взаимодействия

Спрос, как известно, дело тонкое. Особенно это касается непродовольственных видов товаров, к которым в том числе относятся и нефтепродукты.

В Центральной России, где среднегодовой прирост автомобильного парка составляет 4-5%, большая часть мелкооптовых продаж приходится на сети АЗС. Совсем по-другому складывается ситуация в промышленных районах — на Урале, в Татарстане, в Кемеровской области, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Здесь большую роль в формировании рынка играют добывающие предприятия нефтегазовой, угольной промышленности, крупные заводы. Эти рынки можно отнести к сравнительно крупным, с объемом потребления порядка 1,5 млн тонн в год.

Каждый день мы работаем над индивидуальным подходом к клиенту в отдельно взятом регионе по всей России

Валерий Ледовских

Валерий Ледовских

Генеральный директор «Газпромнефть-Региональные продажи»

Рынок нефтепродуктов в России, несмотря на серьезную конкуренцию, по-прежнему плохо развит. На это влияют и логистические особенности нашей страны – железные дороги, автомагистрали, трубопроводы для топлива, нефтебазы и в конце концов нефтепрерабатывающие заводы – дорогостоящая инфраструктура для топливного рынка - сконцентрированы в нескольких регионах страны и абсолютно неравномерно. Кроме того, экономические, демографические и климатические условия вносят свою корректировку в работу мелкооптового рынка нефтепродуктов. Поэтому в «Газпромнефть-Региональных продажах» четко расставили приоритеты работы в каждом регионе присутствия, учитывая их индивидуальные особенности.

В целом, анализ любого регионального рынка нефтепродуктов, как оптового, так и розничного, включает в себя несколько основных критериев, в т.ч.:

  • Cостав автопарка региона
  • Информация о потребителях и степень удовлетворения их потребностей
  • Региональные факторы и особенности, влияющие на условия обращения товаров и состояние конкурентной среды (сезонность спроса на нефтепродукты, наличие в регионе нефтеперерабатывающих мощностей, особенность транспортной инфраструктуры, расположение АЗС, наличие у хозяйствующих субъектов регионального хозяйствующего ресурса и др.)
  • Информация о нефтебазах (владелец, мощность, возможность приема нефтепродуктов с различных видов транспорта)

Именно по результатам системного анализа, включающего все вышеперечисленные критерии (и не только их, конечно), предприятие строит свою работу в том или ином регионе.

Регионы России

Отработанная
логистика

Для того, чтобы доставить топливо конечному потребителю без потери качества — каждая ступень доставки должна быть отработана: от нефтепререабатывающего завода до пистолета АЗС. А ведь «путь топлива» не так уж и короток.

Сначала нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), где перерабатывается в различные фракции, в т.ч. известные всем нам дизельное топливо и бензин. Далее — из резервуаров завода топливо по трубопроводу или по железной дороге, отправляется на нефтебазу. Кстати, современные нефтебазы максимально автоматизированы. Так, новый топливный терминал «Гладкое» «Газпром нефти» в Санкт-Петербурге на сегодняшний день позволяет полностью исключить влияние человеческого фактора на процесс хранения и перевалки нефтепродуктов, и является самым современным в России. Здесь автоматизировано все: введена электронная очередь налива бензовозов, все отгрузочные документы формируются автоматически, применяется система верхнего и нижнего налива, признанная наиболее быстрой и безопасной. Только после прохождения всех ступеней топливо отправляется к конечному потребителю, и это если не говорить о многоступенчатой проверке качества.

НПЗ
Нефтебаза
Бензовоз
Клиент

Качество под
контролем

Необходимость сохранять репутацию заставляет крупные нефтяные компании устанавливать жесткую систему контроля качества нефтепродуктов.

В компании «Газпром нефть» контроль качества ведется на всех этапах производства, транспортировки и реализации топлива — от НПЗ до топливораздаточных колонок.

Проверка качества начинается прямо на заводе, где стационарные лаборатории проводят комплексное исследование произведенных нефтепродуктов на соответствие ГОСТу и Техническому регламенту Таможенного союза с последующим выпуском паспорта качества на каждую партию.

Экономически топливо суррогатное выгоднее, но оно неизбежно приведет к выходу двигателя из строя

Леонид Багдасаров

Леонид Багдасаров

Доцент РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина

АЗС
Мобильная
лаборатория
Проверка
качества
топлива
Качество
проверено!

Далее нефтепродукты отправляются на нефтебазы. В случае железнодорожной транспортировки каждая цистерна пломбируется одноразовыми пломбами и защищается охранным договором с перевозчиком. Прибывшее по железной дороге топливо обязательно проходит проверку в собственных лабораториях нефтебаз как перед сливом в резервуары, так и перед отпуском в бензовозы. Параметры отобранной перед отгрузкой пробы фиксируются в паспорте качества топлива, который сопровождает топливо до конечной точки реализации.

С нефтебаз на АЗС топливо доставляется автомобильным транспортом. Для гарантии сохранности качества и количества продукта на выезде с нефтебазы каждый отсек автоцистерны пломбируется. Все бензовозы, транспортирующие топливо на АЗС «Газпромнефть», оснащены GPS/ГЛОНАСС/GSM-трекерами, которые позволяют контролировать их местоположение и режим движения, исключая риски несанкционированных остановок или изменения маршрута.

По прибытии на автозаправочную станцию (АЗС) топливо проходит приемо-сдаточную проверку. Перед сливом из бензовоза в подземный резервуар АЗС топливо тестируется на предмет отсутствия механических примесей и воды. Параллельно сотрудники снимают показания датчиков, установленных в подземных резервуарах: объем, температуру, плотность, содержание воды. Контроль этих параметров исключает смешения.

В 2014 г. компания «Газпром нефть» пошла в направлении ужесточения проверки качества топлива еще дальше, создав отдельное предприятие – «Газпромнефть-Лаборатория», действующее по принципу независимого контроллера и включающее в себя 28 действующих стационарных лабораторий в России и СНГ и 14 передвижных (мобильных) лабораторий. В среднем за месяц специалисты «Газпромнефть-Лаборатории» отбирают 10 тыс. проб. В случае выявления отклонения параметров – реализация партии нефтепродуктов незамедлительно останавливается.

В 2014 году создано отдельное предприятие «газпромнефть-лаборатория», которое работает по принципу незаВисимого контролера

Нашу систему внутреннего контроля качества я бы назвал аналогом Всемирного антидопингового агентства, которое может проверить любого спортсмена в любой точке мира в любой час дня и ночи. Работает неотвратимо и беспощадно

Александр Крылов

Александр Крылов

Директор по региональным продажам «Газпром нефти»

Передвижная испытательная лаборатория
Передвижная испытательная лаборатория
Моторная установка для определения октанового числа
Моторная установка для определения октанового числа
Прибор для определения предельной температуры фильтруемости
Прибор для определения предельной температуры фильтруемости

Экспресс-анализаторы мобильных лабораторий
позволяют протестировать все основные параметры
бензина и дизельного топлива:

  • Октановое
    число бензина
  • Цетановое число
    дизельного топлива
  • Химический состав
    и плотность
  • концентрацию
    серы и воды
  • фракционный
    состав
  • давление
    насыщенных паров
  • температуру
    вспышки
  • температуру фильтруемости
    дизельного топлива и др.
«Газпромнефть-Лаборатория» — независимый арбитр в структуре продаж светлых нефтепродуктов «Газпром нефти»

Передвижные испытательные лаборатории (ПИЛ) оснащаются серией автоматических анализаторов нефтепродуктов, а автоматизированная лабораторная информационно-управляющая система (LIMS) производит анализ требуемых параметров и составляет протокол испытаний прямо на месте. Здесь важно уточнить, что откорректировать полученные данные вручную невозможно.

Те АЗС, которые не боятся постоянных и внезапных проверок со стороны «Газпромнефть-Лаборатории», получают «Знак качества». Он может быть присвоен и размещен на АЗС лишь в том случае, если вся логистическая цепочка поставок строго соответствует установленному регламенту. Все АЗС «Газпромнефть» проходят проверку минимум дважды в месяц, как и многие партнеры «Газпромнефть-Региональные продажи», на станциях которых так же размещен аналогичный знак. Актуальный список таких партнерских АЗС, доступен на сайте предприятия «Газпромнефть-Региональные продажи» и постоянно обновляется.